РЕГЛАМЕНТ

библиотечно-информационного обслуживания пользователей библиотек в нестационарном режиме

 

I. Общие положения

 

Предмет регулирования регламента

 

1. Настоящий регламент библиотечно-информационного обслуживания населения в нестационарном режиме государственными публичными библиотеками города Москвы (далее — регламент, библиотеки соответственно), устанавливает стандарт, сроки и последовательность процедур (действий) при предоставлении библиотеками библиотечно-информационных услуг за пределами стационарной библиотеки в целях приближения библиотечно-информационных услуг к месту жительства, работы, учебы или отдыха населения.

 

Круг пользователей библиотек

 

2. Пользователями библиотек являются:

а) граждане Российской Федерации;

б) иностранные граждане;

в) лица без гражданства

В соответствии с Федеральным законом Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ "О библиотечном деле", Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

 

Учреждения, предоставляющие

библиотечно-информационные услуги

 

Библиотечно-информационное обслуживание населения в нестационарном режиме осуществляется государственными публичными библиотеками города Москвы в соответствии с утвержденным государственным заданием.

 

Требования к порядку информирования о предоставлении

библиотечно-информационных услуг

 

3. Информация о перечне библиотечно-информационных услуг, оказываемых в нестационарном режиме, а также о порядке и месте (адресе) их предоставления библиотеками подлежит доведения до сведения пользователей библиотек;

информация о перечне библиотечно-информационных услуг, оказываемых в нестационарном режиме, а также о порядке и месте (адресе) их предоставления,  может быть представлена:

на официальном сайте Департамента культуры города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее — сеть "Интернет");

на официальных сайтах  в сети "Интернет" государственных публичных библиотек города Москвы, осуществляющих библиотечно-информационное обслуживание населения в нестационарном режиме;

на информационных стендах непосредственно в местах предоставления услуг;

в средствах массовой информации;

в раздаточных информационных материалах (брошюрах, буклетах).

4. График библиотечно-информационного обслуживания населения в нестационарном режиме  устанавливается  библиотеками самостоятельно.

5. Консультации по вопросам библиотечно-информационного обслуживания населения в нестационарном режиме также предоставляются работниками библиотек по телефонам.

При ответах на звонки и устные обращения работники библиотек подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам.

При отсутствии у работника библиотеки, принявшего звонок, возможности самостоятельно ответить на поставленные вопросы телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) другому работнику. В случае невозможности перевода звонка или ответа другого работника обратившемуся лицу должен быть сообщен номер телефона, по которому можно получить необходимую информацию.

 

II. Стандарт предоставления библиотечно-информационных услуг

 

 Формы библиотечно-информационного обслуживания населения в нестационарном режиме

6. Библиотечно-информационное обслуживание населения в нестационарном режиме осуществляется библиотеками в следующих формах:

— библиотечно-информационные пункты в местах массового отдыха населения (торгово-развлекательных комплексах, общедоступных парках культуры и отдыха), крупных офисных зданиях (бизнес-центрах, логистических парках), образовательных организациях, учреждениях здравоохранения;

— мобильные библиотечные пункты в местах проведения культурно-досуговых, культурно-массовых мероприятий;

— надомное обслуживание лиц, которые не могут посещать государственные публичные библиотеки в силу преклонного возраста либо инвалидности;

Библиотечно-информационное обслуживание населения в библиотечно-информационных пунктах

7. Библиотечно-информационные пункты оборудуются в помещениях или местах общего пользования, условия которых позволяют обеспечить санитарно-гигиенический и температурно-влажностный режим хранения и сохранность документов библиотечного фонда.

8. Площадь библиотечно-информационного пункта и количество посадочных мест зависят от численности пользователей, ежедневно обращающихся за предоставлением библиотечно-информационных услуг.

9. Библиотечно-информационный пункт оснащается мебелью и оборудованием, достаточным для оказания библиотечно-информационных услуг с учетом численности пользователей, ежедневно обращающихся за предоставлением библиотечно-информационных услуг. Количество мест определяется исходя из возможности их размещения в конкретном помещении библиотечно-информационного пункта.

Библиотечно-информационный пункт оснащается запираемыми стеллажами или иной мебелью (инвентарем), достаточной для обеспечения сохранности оборудования библиотеки и документов библиотечного фонда.

10. Прием пользователей осуществляется в помещении (зоне) библиотечно-информационного пункта в порядке живой очереди.

11. Помещение библиотечно-информационного пункта должно быть оформлено с учетом требований фирменного стиля московских библиотек и соответствовать комфортным условиям для посетителей и оптимальным условиям работы работников с пользователями.

12. Автоматизированные рабочие места работников, взаимодействующих с пользователями, должны быть оборудованы персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, сети "Интернет", сканерами штрих-кодов, фотокамерами.

Библиотечно-информационные услуги, оказываемые в библиотечно-информационных пунктах

 

13. Библиотечно-информационное обслуживание населения в библиотечно-информационных пунктах может включать:

— регистрацию пользователя в библиотеку;

— перерегистрацию пользователей;

— предоставление документов библиотечного фонда в режиме абонемента;

— доставку документов библиотечного фонда из стационарного хранения по заказу пользователя;

— прием документов библиотечного фонда, полученных пользователем в режиме абонемента;

— прием пожертвований в виде печатных изданий или документов иной формы;

— предоставление доступа к электронным ресурсам библиотеки;

— предоставление  информации о составе библиотечных фондов, консультационной помощи в поиске и выборе источников информации.

 

 

Библиотечно-информационная услуга

Описание результата предоставления услуги

Срок предоставления услуги

Исчерпывающий перечень документов, необходимых

для предоставления услуги, подлежащих

представлению пользователем

Регистрация пользователя в библиотеку

 

 

Заключение договора с пользователем о библиотечно-информационном обслуживании и выдача пользователю читательского билета

 

не более 20 минут

 

Для граждан Российской Федерации — документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

для иностранных граждан — паспорт иностранного гражданина, или заменяющий его документ (удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации);

для лиц без гражданства — документ, выданный иностранным государством и признаваемый РФ в соответствии с международным договором, или разрешение на временное проживание, либо вид на жительство.

Перерегистрация пользователей библиотеки

Проверка актуальности сведений о пользователе, предоставленных пользователем при регистрации

не более 10 минут

Для граждан Российской Федерации — документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

для иностранных граждан — паспорт иностранного гражданина, или заменяющий его документ (удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации);

для лиц без гражданства — документ, выданный иностранным государством и признаваемый Российской Федерацией в соответствии с международным договором, или разрешение на временное проживание, либо вид на жительство.

Предоставление документов библиотечного фонда в режиме абонемента;

 

Получение документов библиотечного фонда, находящихся в библиотечно-информационном пункте, в соответствии с правилами пользования библиотекой

непосредственно после обращения пользователя

Читательский билет библиотеки

Доставка документов библиотечного фонда из стационарного хранения по заказу пользователя;

 

Оформление электронного заказа и получение документов в режиме абонемента без необходимости посещения стационарной библиотеки

не более 7 дней

Читательский билет библиотеки

Прием документов библиотечного фонда, полученных пользователем в режиме абонемента;

 

Возврат в фонд библиотеки документов

непосредственно после обращения пользователя

Документ библиотечного фонда, полученный читателем в режиме абонемента

Прием пожертвований в виде печатных изданий или документов иной формы;

 

 

Пополнение фонда библиотеки

непосредственно после обращения пользователя

Документы не требуются

Предоставление доступа к электронным ресурсам библиотеки;

 

Регистрация пользователей в электронных ресурсах, работа с которыми возможна вне стационара (при необходимости);

предоставление доступа к электронным ресурсам библиотеки, работа с которыми возможна за пределами стационарной библиотеки

непосредственно после обращения пользователя

Читательский билет библиотеки

Предоставление  информации о составе библиотечных фондов, консультационной помощи в поиске и выборе источников информации

Получение информации о наличии документов в фондах государственных публичных библиотек города Москвы;

Получение библиографических справок.

не более 20 минут на 1 документ библиотечного фонда (источник информации)

Документы не требуются

 

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление

библиотечно-информационной услуги

 

14. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление библиотечно-информационных услуг:

Конституция Российской Федерации;

"Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 9 октября 1992 г. № 3612-1);

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ "О библиотечном деле";

Закон города Москвы от 23 сентября 2009 г. № 36 "О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы".

  

Исчерпывающий перечень оснований для отказа

в приеме документов, необходимых для предоставления библиотечно-информационной услуги

 

15. Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления услуги, не предусмотрены.

 

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления

или отказа в предоставлении библиотечно-информационной услуги

 

16. Срок оказания библиотечно-информационной услуги может быть продлен в случае технических сбоев в работе программного обеспечения (автоматизированной библиотечно-информационной системы, электронных ресурсов библиотеки), сети "Интернет", временного отсутствия документов библиотечного фонда в стационарной библиотеке.

17. Отказ в предоставлении библиотечно-информационной услуги допускается в случаях:

— непредставления лицом, обратившимся за получением услуги, документов необходимых для предоставления услуги;

— временного приостановления права пользования библиотекой лица, обратившегося за получением услуги;

— отсутствия документов в фонде библиотеки.

 

 

Максимальный срок ожидания в очереди для обращения за получением библиотечно-информационной услуги

 

18. Максимальное время ожидания в очереди для обращения за предоставлением библиотечно-информационной услуги не должно превышать пятнадцати минут.

 

Библиотечно-информационное обслуживание населения в мобильных библиотечных пунктах

 

19. Мобильные библиотечные пункты организуются библиотеками в местах проведения городских культурно-досуговых, культурно-массовых мероприятий.

20. Мобильный библиотечный пункт оснащается мебелью и оборудованием, достаточным для оказания библиотечно-информационных услуг с учетом планируемой посещаемости культурно-досугового, культурно-массового мероприятия и планируемой востребованности библиотечно-информационных услуг, а также для обеспечения сохранности оборудования библиотеки и документов библиотечного фонда. Количество мест определяется исходя из возможности их размещения и при необходимости согласовывается с организаторами мероприятия.

21. Прием пользователей осуществляется в мобильном библиотечном пункте в порядке живой очереди.

22. Автоматизированные рабочие места работников, взаимодействующих с пользователями, должны быть оборудованы персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, сети "Интернет", сканерами штрих-кодов, фотокамерами.

 

Библиотечно-информационные услуги, оказываемые в мобильных библиотечных пунктах

 

23. Библиотечно-информационное обслуживание населения в мобильных библиотечных пунктах может включать:

— регистрацию пользователя в библиотеку;

— перерегистрацию пользователей;

— предоставление документов библиотечного фонда в режиме абонемента;

— прием документов библиотечного фонда, полученных пользователем в режиме абонемента;

— прием пожертвований в виде печатных изданий или документов иной формы;

— предоставление доступа к электронным ресурсам библиотеки;

— предоставление  информации о составе библиотечных фондов, консультационной помощи в поиске и выборе источников информации

 

 

Библиотечно-информационная услуга

Описание результата предоставления услуги

Срок предоставления услуги

Исчерпывающий перечень документов, необходимых

для предоставления услуги, подлежащих

представлению пользователем

Регистрация пользователя в библиотеку

 

 

Заключение договора с пользователем о библиотечно-информационном обслуживании и выдача пользователю читательского билета

 

не более 20 минут

 

Для граждан Российской Федерации — документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

для иностранных граждан — паспорт иностранного гражданина, или заменяющий его документ (удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации);

для лиц без гражданства — документ, выданный иностранным государством и признаваемый Российской Федерацией в соответствии с международным договором, или разрешение на временное проживание, либо вид на жительство.

Перерегистрация пользователей библиотеки

Проверка актуальности сведений о пользователе, предоставленных пользователем при регистрации

не более 10 минут

Для граждан Российской Федерации — документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

для иностранных граждан — паспорт иностранного гражданина, или заменяющий его документ (удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации);

для лиц без гражданства — документ, выданный иностранным государством и признаваемый Российской Федерацией в соответствии с международным договором, или разрешение на временное проживание, либо вид на жительство.

Предоставление документов библиотечного фонда в режиме абонемента;

 

Получение документов библиотечного фонда, находящихся в мобильном библиотечном пункте, в соответствии с правилами пользования библиотекой

непосредственно после обращения пользователя

Читательский билет библиотеки

Прием документов библиотечного фонда, полученных пользователем в режиме абонемента;

 

Возврат в фонд библиотеки документов

непосредственно после обращения пользователя

Документ библиотечного фонда, полученный читателем в режиме абонемента

Прием пожертвований в виде печатных изданий или документов иной формы;

 

 

Пополнение фонда библиотеки

непосредственно после обращения пользователя

Документы не требуются

Предоставление доступа к электронным ресурсам библиотеки;

 

Регистрация пользователей в электронных ресурсах, работа с которыми возможна вне стационара (при необходимости);

предоставление доступа к электронным ресурсам библиотеки, работа с которыми возможна за пределами стационарной библиотеки

непосредственно после обращения пользователя

Читательский билет библиотеки

Предоставление  информации о составе библиотечных фондов, консультационной помощи в поиске и выборе источников информации

Получение информации о наличии документов в фондах государственных публичных библиотек города Москвы;

Получение библиографических справок.

не более 20 минут на 1 документ библиотечного фонда (источник информации)

Документы не требуются

 

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление

библиотечно-информационной услуги

 

24. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление библиотечно-информационных услуг:

Конституция Российской Федерации

"Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 9 октября 1992 г. № 3612-1)

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ "О библиотечном деле";

Закон г. Москвы от 23 сентября 2009 г. № 36 "О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы"

  

Исчерпывающий перечень оснований для отказа

в приеме документов, необходимых для предоставления библиотечно-информационной услуги

 

25. Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления услуги, не предусмотрены.

 

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления

или отказа в предоставлении библиотечно-информационной услуги

 

26. Срок оказания библиотечно-информационной услуги может быть продлен в случае технических сбоев в работе программного обеспечения (автоматизированной библиотечно-информационной системы, электронных ресурсов библиотеки), сети "Интернет", временного отсутствия документов библиотечного фонда в стационарной библиотеке.

27. Отказ в предоставлении библиотечно-информационной услуги допускается в случаях:

— непредставления лицом, обратившимся за получением услуги, документов необходимых для предоставления услуги;

— временного приостановления права пользования библиотекой лица, обратившегося за получением услуги;

— отсутствия документов в фонде библиотеки.

 

 Надомное библиотечно-информационное обслуживание лиц, которые не могут посещать библиотеки в силу преклонного возраста либо инвалидности

 

28. Надомное библиотечно-информационное обслуживание лиц, которые не могут посещать государственные публичные библиотеки в силу преклонного возраста либо инвалидности, осуществляется библиотекой в соответствии с утвержденными правилами пользования библиотекой, иными локальными актами библиотеки.

 

Библиотечно-информационные услуги, оказываемые в рамках надомного библиотечного обслуживания

 

29. Надомное библиотечно-информационное обслуживание может включать:

— регистрацию пользователя в библиотеку;

— перерегистрацию пользователей;

— предоставление документов библиотечного фонда в режиме абонемента;

— прием документов библиотечного фонда, полученных пользователем в режиме абонемента;

— прием пожертвований в виде печатных изданий или документов иной формы;

— предоставление доступа к электронным ресурсам библиотеки;

— предоставление  информации о составе библиотечных фондов, консультационной помощи в поиске и выборе источников информации

30. Сроки оказания библиотечно-информационных услуг в рамках надомного обслуживания осуществляется библиотекой в соответствии с утвержденными правилами пользования библиотекой, иными локальными актами библиотеки.

 

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление

библиотечно-информационной услуги

 

31. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление библиотечно-информационных услуг:

Конституция Российской Федерации

"Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 9 октября 1992 г. № 3612-1)

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ "О библиотечном деле";

Закон г. Москвы от 23 сентября 2009 г. № 36 "О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы"

 

 

  

Исчерпывающий перечень оснований для отказа

в приеме документов, необходимых для предоставления библиотечно-информационной услуги

 

32. Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления услуги, не предусмотрены.

 

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления

или отказа в предоставлении библиотечно-информационной услуги

 

33. Срок оказания библиотечно-информационной услуги может быть продлен в случае технических сбоев в работе программного обеспечения (автоматизированной библиотечно-информационной системы, электронных ресурсов библиотеки), сети "Интернет", временного отсутствия документов библиотечного фонда в стационарной библиотеке.

34. Отказ в предоставлении библиотечно-информационной услуги допускается в случаях:

— непредставления лицом, обратившимся за получением услуги, документов необходимых для предоставления услуги;

— временного приостановления права пользования библиотекой лица, обратившегося за получением услуги;

— отсутствия документов в фонде библиотеки.

 

 35. Состав  и последовательность выполнения процедур (действий):

Регистрация пользователя в библиотеку

1. Проверка документов, удостоверяющих личность пользователя;

2. Ознакомление пользователя с правилами пользования библиотекой;

3. Заключение (подписание) договора об оказании библиотечно-информационных услуг с пользователем в двух экземплярах, предоставление пользователем согласия на обработку персональных данных пользователя и согласия на отправку уведомлений.

4. Фотографирование пользователя.

5. Выдача читательского билета пользователю.

6. Создание Личного кабинета пользователя на сайте Библиотеки.

7. Создание электронного читательского формуляра в АБИС.

 

Перерегистрация пользователей

1.              Проверка документов, удостоверяющих личность пользователя, на наличие изменений.

2.              В случае наличия изменений в документах, удостоверяющих личность, — об оказании библиотечно-информационных услуг с пользователем в двух экземплярах.

3.              Фотографирование пользователя.

4.              Продление срока выдачи читательского билета в автоматизированной библиотечно-информационной системе (далее — АБИС).

 

Предоставление документов библиотечного фонда в режиме абонемента

 

1.              Отметка о посещении пользователя в АБИС.

2.              Проверка читательского билета на возможность выдачи документов: отсутствие задолженности, пройденная перерегистрация.

3.              Регистрация выдачи документа библиотечного фонда в АБИС в режиме абонемента.

4.              Информирование посетителя о сроках возврата документа библиотечного фонда, полученного в режиме абонемента.

 

 

Доставка документов библиотечного фонда из стационарного хранения по заказу пользователя

 

1.              Регистрация электронного заказа на документ библиотечного фонда в АБИС.

2.              Обработка заказа в стационаре: распечатка информационного листа (требования) о документе и заказавшем его пользователе из АБИС, поиск документа, регистрация отправки в АБИС, отправка заказанного документа библиотечного фонда.

3.              Прием заказанного документа библиотечного фонда в нестационаре, регистрация приема документа библиотечного фонда в АБИС.

4.              Выдача заказанного документа (в порядке, предусмотренном пунктом “Предоставление документов библиотечного фонда в режиме абонемента”).

 

Прием документов библиотечного фонда, полученных пользователем в режиме абонемента

 

1.              Регистрация посещения пользователя в АБИС (при наличии читательского билета пользователя).

2.              Регистрация приема документа в АБИС.

3.              Расстановка документов на книжные полки или возврат в стационарное хранение (в зависимости от наличия свободного места для хранения и предположительной востребованности документа в пункте нестационарного обслуживания).

 

Прием пожертвований в виде печатных изданий или документов иной формы

 

1.              Прием пожертвований и подготовка к отправке (упаковка в коробки или сумки для переноса).

2.              Отправка пожертвований в стационар для последующей обработки и оформления документов в фонд.

 

Предоставление доступа к электронным ресурсам библиотеки

 

1.              Проверка наличия читательского билета,

2.              Регистрация посещения пользователя в АБИС, проверка наличия задолженности и перерегистрации.

3.              Подключение пользователя к электронному ресурсу библиотеки в соответствии с руководством по использованию.

 4. Информирование о наличии других электронных ресурсах библиотеки (перечень, условия доступа).

 

Предоставление  информации о составе библиотечных фондов, консультационной помощи в поиске и выборе источников информации

 

1.              Уточнение наличия читательского билета.

2.              Регистрация посещения пользователя в АБИС (при наличии читательского билета пользователя).

3.              Проверка наличия документов в фонде библиотеки или других библиотек Москвы.

4.              Проверка наличия документа или электронных версий документов в базах данных и в электронных ресурсах.

5.              Отметка о проведенной консультации в таблицах учета статистических данных: дата, номер читательского билета (при наличии), запрос, тип справки (адресная, уточняющая, тематическая, консультация, ББК).

 

 

III. Формы контроля за исполнением

регламента

 

Порядок осуществления текущего контроля

за соблюдением и исполнением ответственными должностными

лицами положений регламента и иных нормативных правовых

актов, устанавливающих требования к предоставлению

услуги

 

36. Текущий контроль за соблюдением и исполнением работниками библиотек, положений регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению услуги, а также принятием решений работниками при предоставлении государственной услуги осуществляет руководитель библиотеки.

37. Для текущего контроля используются сведения, имеющиеся в автоматизированных библиотечно-информационных системах, служебная корреспонденция, устная и письменная информация работников, осуществляющих выполнение процедур, записи в книге отзывов и предложений и другие сведения.

38. О случаях и причинах нарушения сроков, последовательности и содержания процедур работники немедленно информируют руководителя библиотеки, предоставляющей библиотечно-информационную услугу, а также предпринимают срочные меры по устранению нарушений.

 

Порядок осуществления плановых

и внеплановых проверок полноты и качества предоставления

услуги, в том числе порядок и формы

контроля за полнотой и качеством предоставления

услуги

 

39. Плановые проверки полноты и качества предоставления государственной услуги осуществляются на основании годовых планов проверок учредителя.

40. Внеплановые проверки полноты и качества предоставления услуги осуществляется уполномоченным лицом (комиссией) по решению учредителя по жалобам заинтересованных лиц на действия (бездействие) работников библиотеки.

Предложения о проведении таких проверок с обоснованием необходимости их проведения готовит Управление по развитию культурных центров Департамента культуры города Москвы.

 

Ответственность  за действия

(бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе

предоставления библиотечно-информационных услуг

 

41. Работники библиотек лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение процедур (действий), а также сроков их исполнения, установленных настоящим регламентом.