библиотечно-информационного
обслуживания пользователей библиотек в нестационарном режиме
I. Общие положения
Предмет регулирования регламента
1. Настоящий регламент
библиотечно-информационного обслуживания населения в нестационарном режиме государственными
публичными библиотеками города Москвы (далее — регламент, библиотеки
соответственно), устанавливает стандарт, сроки и последовательность процедур
(действий) при предоставлении библиотеками библиотечно-информационных услуг за
пределами стационарной библиотеки в целях приближения
библиотечно-информационных услуг к месту жительства, работы, учебы или отдыха
населения.
Круг пользователей библиотек
2. Пользователями библиотек
являются:
а) граждане Российской Федерации;
б) иностранные граждане;
в) лица без гражданства
В соответствии с Федеральным законом
Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ "О библиотечном
деле", Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О
правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Учреждения, предоставляющие
библиотечно-информационные услуги
Библиотечно-информационное
обслуживание населения в нестационарном режиме осуществляется государственными
публичными библиотеками города Москвы в соответствии с утвержденным
государственным заданием.
Требования к порядку информирования о предоставлении
библиотечно-информационных услуг
3. Информация о перечне
библиотечно-информационных услуг, оказываемых в нестационарном режиме, а также
о порядке и месте (адресе) их предоставления библиотеками подлежит доведения до
сведения пользователей библиотек;
информация о перечне
библиотечно-информационных услуг, оказываемых в нестационарном режиме, а также
о порядке и месте (адресе) их предоставления,
может быть представлена:
на официальном сайте Департамента
культуры города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" (далее — сеть "Интернет");
на официальных сайтах в сети "Интернет" государственных
публичных библиотек города Москвы, осуществляющих библиотечно-информационное
обслуживание населения в нестационарном режиме;
на информационных стендах
непосредственно в местах предоставления услуг;
в средствах массовой информации;
в раздаточных информационных
материалах (брошюрах, буклетах).
4. График
библиотечно-информационного обслуживания населения в нестационарном
режиме устанавливается библиотеками самостоятельно.
5. Консультации по вопросам
библиотечно-информационного обслуживания населения в нестационарном режиме
также предоставляются работниками библиотек по телефонам.
При ответах на звонки и устные
обращения работники библиотек подробно и в вежливой (корректной) форме
информируют обратившихся по интересующим их вопросам.
При отсутствии у работника
библиотеки, принявшего звонок, возможности самостоятельно ответить на
поставленные вопросы телефонный звонок должен быть переадресован (переведен)
другому работнику. В случае невозможности перевода звонка или ответа другого
работника обратившемуся лицу должен быть сообщен номер телефона, по которому
можно получить необходимую информацию.
II. Стандарт предоставления библиотечно-информационных услуг
Формы
библиотечно-информационного обслуживания населения в нестационарном режиме
6. Библиотечно-информационное
обслуживание населения в нестационарном режиме осуществляется библиотеками
в следующих формах:
— библиотечно-информационные пункты
в местах массового отдыха населения (торгово-развлекательных комплексах,
общедоступных парках культуры и отдыха), крупных офисных зданиях
(бизнес-центрах, логистических парках), образовательных организациях, учреждениях
здравоохранения;
— мобильные библиотечные пункты в
местах проведения культурно-досуговых, культурно-массовых мероприятий;
— надомное обслуживание лиц, которые
не могут посещать государственные публичные библиотеки в силу преклонного
возраста либо инвалидности;
Библиотечно-информационное
обслуживание населения в библиотечно-информационных пунктах
7. Библиотечно-информационные пункты
оборудуются в помещениях или местах общего пользования, условия которых
позволяют обеспечить санитарно-гигиенический и температурно-влажностный режим
хранения и сохранность документов библиотечного фонда.
8. Площадь
библиотечно-информационного пункта и количество посадочных мест зависят от
численности пользователей, ежедневно обращающихся за предоставлением библиотечно-информационных
услуг.
9. Библиотечно-информационный пункт
оснащается мебелью и оборудованием, достаточным для оказания
библиотечно-информационных услуг с учетом численности пользователей, ежедневно
обращающихся за предоставлением библиотечно-информационных услуг. Количество
мест определяется исходя из возможности их размещения в конкретном помещении
библиотечно-информационного пункта.
Библиотечно-информационный пункт
оснащается запираемыми стеллажами или иной мебелью (инвентарем), достаточной для
обеспечения сохранности оборудования библиотеки и документов библиотечного
фонда.
10. Прием пользователей
осуществляется в помещении (зоне) библиотечно-информационного пункта в порядке
живой очереди.
11. Помещение
библиотечно-информационного пункта должно быть оформлено с учетом требований
фирменного стиля московских библиотек и соответствовать комфортным условиям для
посетителей и оптимальным условиям работы работников с пользователями.
12. Автоматизированные рабочие места
работников, взаимодействующих с пользователями, должны быть оборудованы
персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым
информационным базам данных, сети "Интернет", сканерами штрих-кодов,
фотокамерами.
Библиотечно-информационные
услуги, оказываемые в библиотечно-информационных пунктах
13. Библиотечно-информационное
обслуживание населения в библиотечно-информационных пунктах может
включать:
— регистрацию пользователя в
библиотеку;
— перерегистрацию пользователей;
— предоставление документов
библиотечного фонда в режиме абонемента;
— доставку документов библиотечного
фонда из стационарного хранения по заказу пользователя;
— прием документов библиотечного
фонда, полученных пользователем в режиме абонемента;
— прием пожертвований в виде
печатных изданий или документов иной формы;
— предоставление доступа к
электронным ресурсам библиотеки;
— предоставление информации о составе библиотечных фондов,
консультационной помощи в поиске и выборе источников информации.
Библиотечно-информационная
услуга |
Описание
результата предоставления услуги |
Срок
предоставления услуги |
Исчерпывающий
перечень документов, необходимых для
предоставления услуги, подлежащих представлению
пользователем |
Регистрация
пользователя в библиотеку |
Заключение
договора с пользователем о библиотечно-информационном обслуживании и выдача
пользователю читательского билета |
не
более 20 минут |
Для
граждан Российской Федерации — документ, удостоверяющий личность гражданина
Российской Федерации на территории Российской Федерации; для
иностранных граждан — паспорт иностранного гражданина, или заменяющий
его документ (удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении
временного убежища на территории Российской Федерации); для
лиц без гражданства — документ, выданный иностранным государством и
признаваемый РФ в соответствии с международным договором, или разрешение на
временное проживание, либо вид на жительство. |
Перерегистрация
пользователей библиотеки |
Проверка
актуальности сведений о пользователе, предоставленных пользователем при
регистрации |
не
более 10 минут |
Для
граждан Российской Федерации — документ, удостоверяющий личность гражданина
Российской Федерации на территории Российской Федерации; для
иностранных граждан — паспорт иностранного гражданина, или заменяющий
его документ (удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении
временного убежища на территории Российской Федерации); для
лиц без гражданства — документ, выданный иностранным государством и
признаваемый Российской Федерацией в соответствии с международным договором,
или разрешение на временное проживание, либо вид на жительство. |
Предоставление
документов библиотечного фонда в режиме абонемента; |
Получение
документов библиотечного фонда, находящихся в библиотечно-информационном
пункте, в соответствии с правилами пользования библиотекой |
непосредственно
после обращения пользователя |
Читательский
билет библиотеки |
Доставка
документов библиотечного фонда из стационарного хранения по заказу
пользователя; |
Оформление
электронного заказа и получение документов в режиме абонемента без
необходимости посещения стационарной библиотеки |
не
более 7 дней |
Читательский
билет библиотеки |
Прием
документов библиотечного фонда, полученных пользователем в режиме абонемента; |
Возврат
в фонд библиотеки документов |
непосредственно
после обращения пользователя |
Документ
библиотечного фонда, полученный читателем в режиме абонемента |
Прием
пожертвований в виде печатных изданий или документов иной формы; |
Пополнение
фонда библиотеки |
непосредственно
после обращения пользователя |
Документы
не требуются |
Предоставление
доступа к электронным ресурсам библиотеки; |
Регистрация
пользователей в электронных ресурсах, работа с которыми возможна вне
стационара (при необходимости); предоставление
доступа к электронным ресурсам библиотеки, работа с которыми возможна за
пределами стационарной библиотеки |
непосредственно
после обращения пользователя |
Читательский
билет библиотеки |
Предоставление информации о составе библиотечных фондов, консультационной
помощи в поиске и выборе источников информации |
Получение
информации о наличии документов в фондах государственных публичных библиотек
города Москвы; Получение
библиографических справок. |
не
более 20 минут на 1 документ библиотечного фонда (источник информации) |
Документы
не требуются |
Нормативные правовые акты,
регулирующие предоставление
библиотечно-информационной услуги
14. Нормативные правовые акты,
регулирующие предоставление библиотечно-информационных услуг:
Конституция Российской Федерации;
"Основы законодательства
Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 9 октября 1992 г. № 3612-1);
Федеральный закон от 29 декабря 1994
г. № 78-ФЗ "О библиотечном деле";
Закон города Москвы от 23 сентября
2009 г. № 36 "О библиотечно-информационном обслуживании населения
города Москвы".
Исчерпывающий перечень оснований для отказа
в приеме документов, необходимых для предоставления
библиотечно-информационной услуги
15. Основания для отказа в приеме
документов, необходимых для предоставления услуги, не предусмотрены.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления
или отказа в предоставлении библиотечно-информационной
услуги
16. Срок оказания
библиотечно-информационной услуги может быть продлен в случае технических сбоев
в работе программного обеспечения (автоматизированной
библиотечно-информационной системы, электронных ресурсов библиотеки), сети
"Интернет", временного отсутствия документов библиотечного фонда в
стационарной библиотеке.
17. Отказ в предоставлении библиотечно-информационной
услуги допускается в случаях:
— непредставления лицом,
обратившимся за получением услуги, документов необходимых для предоставления
услуги;
— временного приостановления права
пользования библиотекой лица, обратившегося за получением услуги;
— отсутствия документов в фонде
библиотеки.
Максимальный срок ожидания в очереди для обращения за
получением библиотечно-информационной услуги
18. Максимальное время ожидания в
очереди для обращения за предоставлением библиотечно-информационной услуги не
должно превышать пятнадцати минут.
Библиотечно-информационное обслуживание населения в
мобильных библиотечных пунктах
19. Мобильные библиотечные пункты
организуются библиотеками в местах проведения городских культурно-досуговых, культурно-массовых
мероприятий.
20. Мобильный библиотечный пункт
оснащается мебелью и оборудованием, достаточным для оказания
библиотечно-информационных услуг с учетом планируемой посещаемости
культурно-досугового, культурно-массового мероприятия и планируемой
востребованности библиотечно-информационных услуг, а также для обеспечения
сохранности оборудования библиотеки и документов библиотечного фонда.
Количество мест определяется исходя из возможности их размещения и при
необходимости согласовывается с организаторами мероприятия.
21. Прием пользователей
осуществляется в мобильном библиотечном пункте в порядке живой очереди.
22. Автоматизированные рабочие места
работников, взаимодействующих с пользователями, должны быть оборудованы
персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным
базам данных, сети "Интернет", сканерами штрих-кодов, фотокамерами.
Библиотечно-информационные
услуги, оказываемые в мобильных библиотечных пунктах
23. Библиотечно-информационное
обслуживание населения в мобильных библиотечных пунктах может включать:
— регистрацию пользователя в
библиотеку;
— перерегистрацию пользователей;
— предоставление документов
библиотечного фонда в режиме абонемента;
— прием документов библиотечного
фонда, полученных пользователем в режиме абонемента;
— прием пожертвований в виде
печатных изданий или документов иной формы;
— предоставление доступа к
электронным ресурсам библиотеки;
— предоставление информации о составе библиотечных фондов,
консультационной помощи в поиске и выборе источников информации
Библиотечно-информационная
услуга |
Описание
результата предоставления услуги |
Срок
предоставления услуги |
Исчерпывающий
перечень документов, необходимых для
предоставления услуги, подлежащих представлению
пользователем |
Регистрация
пользователя в библиотеку |
Заключение
договора с пользователем о библиотечно-информационном обслуживании и выдача
пользователю читательского билета |
не
более 20 минут |
Для
граждан Российской Федерации — документ, удостоверяющий личность гражданина Российской
Федерации на территории Российской Федерации; для
иностранных граждан — паспорт иностранного гражданина, или заменяющий его
документ (удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного
убежища на территории Российской Федерации); для
лиц без гражданства — документ, выданный иностранным государством и
признаваемый Российской Федерацией в соответствии с международным договором,
или разрешение на временное проживание, либо вид на жительство. |
Перерегистрация
пользователей библиотеки |
Проверка
актуальности сведений о пользователе, предоставленных пользователем при
регистрации |
не
более 10 минут |
Для
граждан Российской Федерации — документ, удостоверяющий личность гражданина
Российской Федерации на территории Российской Федерации; для
иностранных граждан — паспорт иностранного гражданина, или заменяющий его
документ (удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного
убежища на территории Российской Федерации); для
лиц без гражданства — документ, выданный иностранным государством и
признаваемый Российской Федерацией в соответствии с международным договором,
или разрешение на временное проживание, либо вид на жительство. |
Предоставление
документов библиотечного фонда в режиме абонемента; |
Получение
документов библиотечного фонда, находящихся в мобильном библиотечном пункте,
в соответствии с правилами пользования библиотекой |
непосредственно
после обращения пользователя |
Читательский
билет библиотеки |
Прием
документов библиотечного фонда, полученных пользователем в режиме абонемента; |
Возврат
в фонд библиотеки документов |
непосредственно
после обращения пользователя |
Документ
библиотечного фонда, полученный читателем в режиме абонемента |
Прием
пожертвований в виде печатных изданий или документов иной формы; |
Пополнение
фонда библиотеки |
непосредственно
после обращения пользователя |
Документы
не требуются |
Предоставление
доступа к электронным ресурсам библиотеки; |
Регистрация
пользователей в электронных ресурсах, работа с которыми возможна вне
стационара (при необходимости); предоставление
доступа к электронным ресурсам библиотеки, работа с которыми возможна за
пределами стационарной библиотеки |
непосредственно
после обращения пользователя |
Читательский
билет библиотеки |
Предоставление информации о составе библиотечных фондов, консультационной
помощи в поиске и выборе источников информации |
Получение
информации о наличии документов в фондах государственных публичных библиотек
города Москвы; Получение
библиографических справок. |
не
более 20 минут на 1 документ библиотечного фонда (источник информации) |
Документы
не требуются |
Нормативные правовые акты,
регулирующие предоставление
библиотечно-информационной услуги
24. Нормативные правовые акты,
регулирующие предоставление библиотечно-информационных услуг:
Конституция Российской Федерации
"Основы законодательства
Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 9 октября 1992 г. № 3612-1)
Федеральный закон от 29 декабря 1994
г. № 78-ФЗ "О библиотечном деле";
Закон г. Москвы от 23 сентября 2009
г. № 36 "О библиотечно-информационном обслуживании населения города
Москвы"
Исчерпывающий перечень оснований для отказа
в приеме документов, необходимых для предоставления
библиотечно-информационной услуги
25. Основания для отказа в приеме
документов, необходимых для предоставления услуги, не предусмотрены.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления
или отказа в предоставлении библиотечно-информационной
услуги
26. Срок оказания
библиотечно-информационной услуги может быть продлен в случае технических сбоев
в работе программного обеспечения (автоматизированной
библиотечно-информационной системы, электронных ресурсов библиотеки), сети
"Интернет", временного отсутствия документов библиотечного фонда в
стационарной библиотеке.
27. Отказ в предоставлении
библиотечно-информационной услуги допускается в случаях:
— непредставления лицом,
обратившимся за получением услуги, документов необходимых для предоставления
услуги;
— временного приостановления права
пользования библиотекой лица, обратившегося за получением услуги;
— отсутствия документов в фонде
библиотеки.
Надомное
библиотечно-информационное обслуживание лиц, которые не могут посещать
библиотеки в силу преклонного возраста либо инвалидности
28. Надомное
библиотечно-информационное обслуживание лиц, которые не могут посещать
государственные публичные библиотеки в силу преклонного возраста либо
инвалидности, осуществляется библиотекой в соответствии с утвержденными
правилами пользования библиотекой, иными локальными актами библиотеки.
Библиотечно-информационные
услуги, оказываемые в рамках надомного библиотечного обслуживания
29. Надомное
библиотечно-информационное обслуживание может включать:
— регистрацию пользователя в
библиотеку;
— перерегистрацию пользователей;
— предоставление документов
библиотечного фонда в режиме абонемента;
— прием документов библиотечного
фонда, полученных пользователем в режиме абонемента;
— прием пожертвований в виде
печатных изданий или документов иной формы;
— предоставление доступа к
электронным ресурсам библиотеки;
— предоставление информации о составе библиотечных фондов,
консультационной помощи в поиске и выборе источников информации
30. Сроки оказания
библиотечно-информационных услуг в рамках надомного обслуживания осуществляется
библиотекой в соответствии с утвержденными правилами пользования библиотекой,
иными локальными актами библиотеки.
Нормативные правовые акты,
регулирующие предоставление
библиотечно-информационной услуги
31. Нормативные правовые акты,
регулирующие предоставление библиотечно-информационных услуг:
Конституция Российской Федерации
"Основы законодательства
Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 9 октября 1992 г. № 3612-1)
Федеральный закон от 29 декабря 1994
г. № 78-ФЗ "О библиотечном деле";
Закон г. Москвы от 23 сентября 2009
г. № 36 "О библиотечно-информационном обслуживании населения города
Москвы"
Исчерпывающий перечень оснований для отказа
в приеме документов, необходимых для предоставления
библиотечно-информационной услуги
32. Основания для отказа в приеме
документов, необходимых для предоставления услуги, не предусмотрены.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления
или отказа в предоставлении библиотечно-информационной
услуги
33. Срок оказания
библиотечно-информационной услуги может быть продлен в случае технических сбоев
в работе программного обеспечения (автоматизированной
библиотечно-информационной системы, электронных ресурсов библиотеки), сети
"Интернет", временного отсутствия документов библиотечного фонда в
стационарной библиотеке.
34. Отказ в предоставлении
библиотечно-информационной услуги допускается в случаях:
— непредставления лицом,
обратившимся за получением услуги, документов необходимых для предоставления
услуги;
— временного приостановления права
пользования библиотекой лица, обратившегося за получением услуги;
— отсутствия документов в фонде
библиотеки.
35. Состав и последовательность выполнения процедур
(действий):
Регистрация пользователя в
библиотеку
1. Проверка документов, удостоверяющих личность
пользователя;
2. Ознакомление пользователя с правилами пользования
библиотекой;
3. Заключение (подписание) договора об оказании
библиотечно-информационных услуг с пользователем в двух экземплярах,
предоставление пользователем согласия на обработку персональных данных
пользователя и согласия на отправку уведомлений.
4. Фотографирование пользователя.
5. Выдача читательского билета пользователю.
6. Создание Личного кабинета пользователя на сайте
Библиотеки.
7. Создание электронного читательского формуляра в АБИС.
Перерегистрация пользователей
1.
Проверка документов, удостоверяющих личность
пользователя, на наличие изменений.
2.
В случае наличия изменений в
документах, удостоверяющих личность, — об оказании библиотечно-информационных
услуг с пользователем в двух экземплярах.
3.
Фотографирование пользователя.
4.
Продление срока выдачи читательского
билета в автоматизированной библиотечно-информационной системе (далее — АБИС).
Предоставление документов библиотечного фонда в режиме
абонемента
1.
Отметка о посещении пользователя в
АБИС.
2.
Проверка читательского билета на
возможность выдачи документов: отсутствие задолженности, пройденная
перерегистрация.
3.
Регистрация выдачи документа
библиотечного фонда в АБИС в режиме абонемента.
4.
Информирование посетителя о сроках
возврата документа библиотечного фонда, полученного в режиме абонемента.
Доставка документов библиотечного фонда из стационарного
хранения по заказу пользователя
1.
Регистрация электронного заказа на
документ библиотечного фонда в АБИС.
2.
Обработка заказа в стационаре:
распечатка информационного листа (требования) о документе и заказавшем его
пользователе из АБИС, поиск документа, регистрация отправки в АБИС, отправка
заказанного документа библиотечного фонда.
3.
Прием заказанного документа
библиотечного фонда в нестационаре, регистрация приема документа библиотечного
фонда в АБИС.
4.
Выдача заказанного документа (в
порядке, предусмотренном пунктом “Предоставление документов библиотечного фонда
в режиме абонемента”).
Прием документов библиотечного фонда, полученных
пользователем в режиме абонемента
1.
Регистрация посещения пользователя в
АБИС (при наличии читательского билета пользователя).
2.
Регистрация приема документа в АБИС.
3.
Расстановка документов на книжные
полки или возврат в стационарное хранение (в зависимости от наличия свободного
места для хранения и предположительной востребованности документа в пункте
нестационарного обслуживания).
Прием пожертвований в виде печатных изданий или документов
иной формы
1.
Прием пожертвований и подготовка к
отправке (упаковка в коробки или сумки для переноса).
2.
Отправка пожертвований в стационар
для последующей обработки и оформления документов в фонд.
Предоставление доступа к электронным ресурсам библиотеки
1.
Проверка наличия читательского
билета,
2.
Регистрация посещения пользователя в
АБИС, проверка наличия задолженности и перерегистрации.
3.
Подключение пользователя к
электронному ресурсу библиотеки в соответствии с руководством по использованию.
4. Информирование о наличии других электронных
ресурсах библиотеки (перечень, условия доступа).
Предоставление
информации о составе библиотечных фондов, консультационной помощи в
поиске и выборе источников информации
1.
Уточнение наличия читательского
билета.
2.
Регистрация посещения пользователя в
АБИС (при наличии читательского билета пользователя).
3.
Проверка наличия документов в фонде
библиотеки или других библиотек Москвы.
4.
Проверка наличия документа или
электронных версий документов в базах данных и в электронных ресурсах.
5.
Отметка о проведенной консультации в
таблицах учета статистических данных: дата, номер читательского билета (при
наличии), запрос, тип справки (адресная, уточняющая, тематическая,
консультация, ББК).
III. Формы контроля за исполнением
регламента
Порядок осуществления текущего контроля
за соблюдением и исполнением ответственными должностными
лицами положений регламента и иных нормативных правовых
актов, устанавливающих требования к предоставлению
услуги
36. Текущий контроль за соблюдением
и исполнением работниками библиотек, положений регламента и иных нормативных
правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению услуги, а также
принятием решений работниками при предоставлении государственной услуги
осуществляет руководитель библиотеки.
37. Для текущего контроля
используются сведения, имеющиеся в автоматизированных библиотечно-информационных
системах, служебная корреспонденция, устная и письменная информация работников,
осуществляющих выполнение процедур, записи в книге отзывов и предложений и
другие сведения.
38. О случаях и причинах нарушения
сроков, последовательности и содержания процедур работники немедленно
информируют руководителя библиотеки, предоставляющей библиотечно-информационную
услугу, а также предпринимают срочные меры по устранению нарушений.
Порядок осуществления плановых
и внеплановых проверок полноты и качества предоставления
услуги, в том числе порядок и формы
контроля за полнотой и качеством предоставления
услуги
39. Плановые проверки полноты и
качества предоставления государственной услуги осуществляются на основании
годовых планов проверок учредителя.
40. Внеплановые проверки полноты и
качества предоставления услуги осуществляется уполномоченным лицом (комиссией)
по решению учредителя по жалобам заинтересованных лиц на действия (бездействие)
работников библиотеки.
Предложения о проведении таких
проверок с обоснованием необходимости их проведения готовит Управление по
развитию культурных центров Департамента культуры города Москвы.
Ответственность за
действия
(бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе
предоставления библиотечно-информационных услуг
41. Работники библиотек лица несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за
неисполнение или ненадлежащее исполнение процедур (действий), а также сроков их
исполнения, установленных настоящим регламентом.